Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Татарска
Рассмотрено: Принято: Утверждаю:
На Совете Учреждения протокол на педсовете директор МБОУ СОШ № 9
№ 3 от 30.08.2014 протокол № 2 от 30.08.2014 С.В.Миловский
приказ № от 01.09.14
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оценки качества образования в МБОУ СОШ № 9 (далее Положение) разработано с целью развития механизма формирования нормативных требований к качеству образования с учетом запросов потребителей образовательных услуг. Система оценки качества образования (далее СОКО) создается с целью получения объективной информации о состоянии качества образования, его совершенствования и обеспечения надлежащего контроля.
1.2. Положение о системе оценки качества образования в МБОУ СОШ №9 разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Письмом УО №13-1353/12-08 от 25.04.2012 г. «О создании системы внутренней оценки качества образования», Уставом школы, иными локальными нормативными актами МБОУ СОШ №9.
1.3. Система оценки качества образования в МБОУ СОШ №9 представляет собой совокупность организационных и функциональных норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества реализации образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1.4. В настоящем Положении под качеством образования подразумевается характеристика образования в МБОУ СОШ №9, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования включает в себя оценку качества образовательного процесса, условий его осуществления, а также образовательных результатов.
2. Основные задачи и принципы СОКО
2.1. Основными задачами СОКО являются:
· проведение системного мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением;
· определения результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов;
· прогнозирование развития образования в учреждении;
· привлечение общественности к оценке качества образования.
2.2. Функционирование СОКО основывается на принципах профессионализма, объективности, прозрачности, системности и непрерывности развития.
3. Функциональная реализация СОКО
3.1 Администрация образовательного учреждения:
· осуществляет нормативное правовое регулирование процедуры оценки качества образования, устанавливает порядок и формы проведения оценки;
· устанавливает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития качества образования;
· принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
· определяет схему порядка передачи информации о качестве образования на сайт школы, в прессу.
3.2. Методическая служба школы:
· разрабатывает методики оценки качества образования;
· разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы качества образования в образовательном учреждении;
· разрабатывает методические рекомендации для педагогов на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся.
3.3. Система общественной экспертизы качества образования обеспечивается деятельностью Совета школы в сфере качества образования, представительством и участием общественных наблюдателей в проведении оценки.
4. Оценка качества образования
4.1 Оценка качества образования проводится по следующим уровням образования:
· начальное общее образование;
· основное общее образование;
· среднее общее образование.
4.2. Оценка качества образования базируется на:
- мониторинге реализации основных общеобразовательных программ;
- мониторинге индивидуальных образовательных и социально-личностных достижений обучающихся;
- оценке профессиональной компетентности педагогов, их деятельности по обеспечению требуемого качества результатов образования;
- оценке качества организации образовательного процесса;
- оценке материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- оценке инновационной деятельности;
- оценке комфортности обучения;
- оценке доступности образования;
- оценке организации питания;
- оценке состояния здоровья обучающихся;
- оценке воспитательной работы;
- оценке финансового обеспечения;
- оценке эффективности управления.
4.3 Оценка качества образования по критериям предполагает:
4.3.1. Мониторинг реализации основных общеобразовательных программ:
> соответствие в динамике (по четвертям/полугодиям) фактически выданных часов учебных предметов и внеурочных объединений рабочим программам;
> процент в динамике (по четвертям/полугодиям) учащихся, достигших базового уровня требований образовательных стандартов по изучаемым предметам;
> результаты в динамике муниципальных диагностических работ;
> результаты в динамике четвертных, полугодовых и годовых административных контрольных работ;
> процент в динамике призовых мест в интеллектуальных олимпиадах по предмету.
4.3.2. Мониторинг индивидуальных образовательных и социально-личностных достижений обучающихся:
> I блок – "образованность" включает данные о соответствии уровня образования учащегося Государственному стандарту, позволяет проследить динамику развития учащегося в соответствии с его возможностями, а так же оценить результат образования в плане способа его достижения;
> II блок – "социально-психологические условия развития учащихся". Включает информацию в динамике о семейном воспитании, физическом развитии, социальном статусе ребенка в группе, его психофизиологическом развитии, мотивационных особенностях, характерных общих и специальных способностях, социально одобряемых привычках;
> III блок – "социальная адаптация". Это универсальная критериальная динамическая оценка результата образования учащегося, информацию, о которой можно получить через такие параметры, как:
>> удовлетворенность субъектов образования услугами, получаемыми путем сравнения достигнутого результата образования с образовательными потребностями учащегося и родителей;
>> социально-адаптивное поведение учащегося, показывающее степень соответствия достигнутого результата проявляющегося в соответствии общественно-правовыми нормами;
>> степень адаптации на следующей образовательной ступени, характеризующая способность учащегося к адаптации в изменяющихся условиях, ее стабильность;
>> результат творческой деятельности.
Данный мониторинг ведется на основе портфолио учащихся.
4.3.3. Оценка профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования:
> результаты аттестации;
> участие в инновационной деятельности;
> отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в исследовательской, научной работе и т.д.);
> знание и использование современных педагогических методик и технологий;
> знание и использование педагогами компьютерных технологий;
> разработка программ элективных курсов, методических разработок, медиапособий;
> наличие публикаций;
> распространение педагогического опыта;
> хорошисты, отличники, медалисты, результаты ОГЭ, ЕГЭ, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т. д. по предмету, по классу;
> консультативная работа по подготовке обучающихся к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам, оказание помощи обучающимся, испытывающих затруднения в учебе;
> участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
> личные достижения в конкурсах педагогического мастерства.
4.3.4. Оценка организации образовательного процесса:
> результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
> участие в конкурсах образовательных учреждений;
> эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятия стратегически значимых решений путем ежегодных публичных докладов.
4.3.5. Оценка качества материально-технического обеспечения образовательного процесса:
> наличие и достаточность мультимедийной техники, её соответствия современным требованиям;
> программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе;
> оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
> обеспеченность методической и учебной литературой.
4.3.6. Оценка качества инновационной деятельности:
> оценка воздействия инноваций на развитие системы образования в целом;
> полезность и практическая значимость инновационных процессов;
> эффективность предпрофильной и профильной подготовки в школе;
> разработка и реализация программ углублённого и профильного уровня;
> экспериментальная и исследовательская деятельность в образовательном процессе;
> реализация новых УМК.
4.3.7. Оценка комфортности обучения:
> оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, антитеррористической защищенности) требования нормативных документов;
> оценка состояния условий обучения требованиям СанПиН;
> качество расписания занятий; замещение уроков отсутствующих учителей.
4.3.8. Оценка доступности образования:
> оценка отсева обучающихся на всех уровнях обучения (количество, причины, динамика, законность);
> конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы, но обучающихся в других ОУ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в школе);
> оценка открытости школы для родителей и общественных организаций.
4.3.9. Оценка организации питания:
> определение категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;
> изучение порядка определения контингента обучающихся, нуждающихся в бесплатном питании, количества обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;
> наличие претензий к качеству и ассортименту питания;
> соблюдение нормативов и требований СанПиН.
4.3.10. Оценка состояния здоровья обучающихся:
> регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий;
> оценка заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;
> оценка эффективности оздоровительной работы (наличие школьной программы «Здоровье», здоровьесберегающие технологии обучения, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);
> оценка состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам риска, группам здоровья, группам физической культуры).
4.3.11. Оценка качества воспитательной работы:
> степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
> охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
> поддержка и укрепление школьных традиций;
> наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
> наличие естественной связи: воспитание на уроке, вне урока;
> удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;
> наличие положительной динамики в оценке обучающимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями;
> наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
4.3.12. Оценка качества финансово-экономической деятельности:
> анализ штатного расписания;
> анализ наполняемости классов;
> анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования её расходной части;
> оценку управленческих решений, принятых по актам проверок и обследований финансово-хозяйственной деятельности школы вышестоящими и другими организациями;
> целевое использование финансовых средств.
4.3.13. Оценка качества управления:
> степень удовлетворенности уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса;
> количество рекламаций, благодарностей в адрес образовательного учреждения;
> степень соответствия полученных результатов деятельности школы прогнозируемым результатам;
> соответствие системы управления и контроля задачам развития образовательного учреждения
5. Мониторинг качества образования
5.1. Мониторинг качества образования – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о результатах оценки качества образования.
5.2. Результаты оценки образования по четвертям (полугодиям) обобщаются и хранятся в виде справок заместителей директора по УВР, ВР, зачитываются на педагогических советах, общешкольных родительских собраниях (хранятся в качестве приложений к соответствующим протоколам). В адаптированном для широкой публики виде публикуются на сайте школы s_9.tat @ edu 54.ru
5.3. Результаты оценки качества образования в сравнении за несколько (два и более) лет составляют основу публичного доклада директора школы, доводятся до сведения учащихся, учителей, родителей через родительские собрания, сайт школы s_9.tat @ edu 54.ru